Город Столбцы
- Филиал ПРУП «Минский моторный завод» в г. Столбцы
- ПТУП «Столбцовский мясокомбинат»
- УП «Столбцовский плодоовощной завод»
- УП «Столбцовская укрупненная типография»
- Церковь св. Анны (1825)
- Железнодорожный вокзал (1-я пол. ХХ в.)
- Музей-усадьба Я. Коласа „Окинчицы“ (1982)
- Синагога (до 1886)
- Кладбище еврейское (с 1795)
- Кладбище католическое, в том числе памятник польским солдатам (1920—1930-е гг.) и часовня-надмогилье (XIX в.)
- Столбцы и прилегающие леса являются местом действия романа-бестселлера Владимира Богомолова „Момент истины“ („В августе сорок четвёртого“)
- Строительство главной железнодорожной линии страны Москва — Брест началось 28 августа 1870 г. с закладки вокзала в г. Столбцы[2]. Первый мост на новой линии был заложен 13 сентября 1870 г. — мост через Нёман в Столбцах
- В Столбцах Владимир Маяковский, который проходил там таможенный досмотр, сочинил знаменитые строки о „серпастом-молоткастом“ паспорте. Позже Маяковский говорил о станции:
Герб и флаг утверждены Указом Президента Республики Беларусь (#691) от 20 ноября 2006 года.
Герб: В золотом поле лазуревый столб, обремененный серебряной яхтой, плывущей на волнах.
Флаг: Прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:2, состоящее из трех вертикальных полос - желтого, голубого и желтого цветов (1:2:1). В центре голубой полосы размещена белая яхта, плывущая на волнах.
История
Город Столбцы известен с начала XVI века как населённый пункт Великого княжества Литовского. Историками до сих пор так и не установлена точная дата возникновения местечка. Его первые жители поселились здесь, на берегу реки Нёман ещё в глубокой древности.
Есть и другая версия возникновения названия города. Известно, что когда-то река Нёман была широкой и судоходной. Так вот, как полагают учёные, название города могло произойти и от деревянных набережных столбов, за которые привязывались лодки, чтобы их не унесло течением.
В архивных источниках факт существования поселения с названием Столбцы зафиксирован в начале XVI века. В 1511 году в Краковском университете в числе студентов-белорусов обучался и «шкаляр из деревни Липа, из-под Столбцов». В те времена Столбцы были маленьким торговым местечком. В нём проживало не более тысячи жителей.
Первым известным владельцем Столбцов была Гальшка Кмитянка из дома Хрептовичей, которая выйдя замуж за кричевского старосту Миколая Слушка, принесла Столбцы в приданое. В 1575 году современная территория города принадлежала Николаю Криштофу Радивиллу, но в 1582 году опять отошла к Слушкам, которые владели ею до первой половины XVIII века. Затем до 1730-х годов Столбцы принадлежали Денгофам, а с 1730-х по 1831 год включительно — графам Чарторыйским. В это время здесь были построены церковь, здание ратуши, речная пристань с 16 складами, школа.
Во время русско-польской войны 1654—1657 годов местечко сильно пострадало, около половины его жителей погибло, а само оно было сожжено. Чтобы возродить этот населенный пункт в 1669 году Столбцам был дарован привилей на проведение торгов и ярмарок.
В 1706 году, во время Северной войны Столбцы были разрушены вновь. И для возрождения местечка были дарованы королевские привилеи. А в 1729 году ему было даровано магдебургское право, упразднённое после включения их в состав Российской империи в 1793 году. Тогда же Столбцы становятся волостным центром в Минском уезде.
В очередной раз наднеманское местечко подвергли разорению французы в 1812 году. А в 1832 году царское правительство конфисковало Столбцы у Чарторыйских, которые поддержали освободительное восстание 1831—1832 годов.
Столбцы являлись небольшим центром торговли. Местечко формировалось как транзитное место для отправки товаров в Пруссию и дальше на запад. О размахе торговли говорит тот факт, что в 1860 году из Столбцов было отправлено за границу около миллиона пудов ржи, пшеницы, овса, ячменя и т. д. Речная торговля начала приходить в упадок после проведения здесь железнодорожных путей. Но экономическая активность в местечке не угасла. Она приобрела другие формы. В конце XIX века в Столбцах действовали спичечная фабрика, лесопильный и смолокуренный заводы.
В 1871 году здесь пролегла железная дорога и была построена станция Столбцы. В 1921 году город вместе со станцией вошел в состав Польши. В ночь на 4 августа 1924 году партизанский отряд во главе с С. Ваупшасовым напал на полицию в Столбцах и освободил из тюрьмы около 150 заключённых, среди которых были лидеры ЦК КПЗБ И. К. Логинович и И. С. Мертэнс.
Известные уроженцы и жители
Якуб Колас (1882—1956) — Народный поэт Белорусской ССР.
Сурвилла, Ивонка (род. в 1936) — белорусский общественный и политический деятель, эмигрант, языковед, художница.
Экономика
Промышленный комплекс города формируют:
Транспорт
Столбцы имеют хорошее транспортное сообщение с другими городами страны. В 4 км от города проходит автомагистраль М1E 30, через город — автодороги Р2E 85 (Столбцы — Ивацевичи — Кобрин), Р54 (Першаи — Несвиж), Р64 (Столбцы — Мир).
С автовокзала выполняются регулярные рейсы на Минск, Барановичи, Новогрудок, Клецк, Несвиж, Кореличи.
Общественный городской транспорт представлен автобусами и маршрутными такси.
В городе расположена железнодорожная станция Столбцы на линии Минск — Брест. Осуществляется регулярное движение электропоездов региональных линий бизнес-класса.
Культура
Районная филармония. Художественная галерея. Мемориальная усадьба Я. Коласа (филиал Литературно-мемориального музея Я. Коласа).
Столбцы со своими околицами имеют замечательную литературную историю. Здесь в деревне Акинчицы (в 1977 деревня была присоединена к городу Столбцы) родился народный поэт Беларуси Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич). В Столбцовском районе жили и творили белорусско-польский поэт Владислав Сырокомля, Винцесь Каратынски, Адам Плуг, писатель Карусь Каганец, белорусский общественно-политический деятель, редактор и публицист Фабиан Акинчиц, деятель национального возрождения Юрий Соболевский.
СМИ
Издается районная газета „Прамень“ (на белорусском языке)
Достопримечательности
Интересные факты
Когда я ехал из Негорелого в Столбцы, я сразу отличил границу и то, что она польская, по многим и солидно закрученным колючим проволокам. Те, которые еще не успели накрутить, лежали тут же, намотанные на длинные, кажется железные, катушки. Здание станции Столбцы, и чистое видом, и белое цветом, сразу дало и Европу, и Польшу. Вот это забота, вот это стройка! Но сейчас же за Столбцами пошла опять рухлядина — длинные-длинные перегоны без жилья и крестьян и косые хаты…» "Столбцы. Пограничный пункт. То, что называется «шикарное» здание!